Оружие против неуверенности в себе (православная психотерапия)

Сущность гордыни Старец схиигумен Савва Нет более мерзкого греха пред Богом, чем гордость. Гордость — это крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое; источник гнева, жестокости, раздражения и злобы; отказ от Божией помощи. Но именно гордый имеет особую нужду в Боге, потому что люди спасти его не могут, когда болезнь достигает последней стадии. Изобретатель греха, падший ангел тьмы, сам согрешил сопротивлением Богу, то есть гордостью, и весь род человеческий вводит в эту пагубную страсть. Всякий грешник, который угождает страсти своей, ведет войну против Бога, как некогда сатана воздвиг бунт и войну на небе против Бога ради того, чтобы выйти из повиновения Ему и жить по своей воле. Не нравится нам Твой закон!

Святых Отцов

Анатолий Баданов Гордость и борьба с ней — как победить гордыню Современному человеку постоянно внушается, что он должен быть первым, лучшим, что позорно быть неудачником, который ничего не достиг в жизни. Гордость житейская влечет людей идти по трупам ближних, расталкивать всех локтями, добиваться первенствующего положения.

Эта страсть особенно культивируется сегодня в миру. Гордость — первый признак — мерить другого своей меркой.

Просто потому что гордыня, подобно хищнику, чувствует страх и неуверенность. И как только последние пробираются к вам в душу.

Гордость Самым большим гордецом является не тот, кто с гордостью хвалит себя, но тот, кто хвалится своим смирением. Тот, кто оправдывает себя, когда грешит, превращает свое сердце в пристанище для бесов и будет грешить еще больше и разрушать себя своим эгоизмом, если не сокрушит свое"я". Тот, кто оправдывает свои страсти, постепенно впадает в тяжкую болезнь, и тогда его выдает кашель [1]. Тот, кто не осознает своей греховности и гордится, страдает от двух болезней духовных: Как бы он ни хотел скрыть свои раны и выглядеть прилично — зуд все равно будет его мучить, он будет чесаться и этим выдаст себя.

Не терпящие замечаний даже от людей, которые их любят, терпят насмешки со стороны людей, мыслящих по - мирски, и в конце концов остаются кривыми брусьями и сами делаются духовно непригодными, как кривые доски, которые не поддаются рубанку столяра и не могут быть использованы для изготовления мебели, но заканчивают тем, что их используют для заливки бетона или для строительных лесов, так что их топчут ногами и пачкают, пока они не испортятся и не окажутся в огне.

Очень гордый, особенно если он гневлив, не получает пользы даже от очень смиренного, когда тот перед ним смиряется, но становится в большинстве случаев более наглым, хотя даже диавол исчезает перед лицом смирения. Поэтому божественная благодать уходит от гордого и переходит к смиренному. Высоко думающий о себе обнаруживает тем самым, что он вне себя безумен , ибо вместо того, чтобы благодарить Бога за все доброе, что Тот ему даровал, он оскорбляет Его, считая своей собственностью дарования Божии.

Те, которые постоянно гордятся, постоянно оскорбляют самих себя, потому что у них никогда уже не будет духовных взлетов, но одни падения, пока они не разобьются, так как не имеют сердечного сокрушения и смиренномудрия. Те, у которых в этом мире не бывает падений, хотя у них есть мирская гордость, обнаруживают тем самым, что их гордость превысила всякие пределы достигла сатанинской степени и что их падение совершилось с задней стороны высокой вершины как падение Денницы [3].

Тот, кто имеет большую гордость, хуже бесноватого, потому что гордость постоянно раздувает его, пока он наконец не лопнет. Тогда как человек, в котором есть нечистый дух, не только мучается и искупает свои грехи или приобретает венец, если он сам не был причиной своего состояния , но по необходимости и смиряется перед людьми, и Бог в конце концов освобождает его, так что его душа получает сугубую пользу.

О страхе Божием

Смерть Смерть не представляй себе в ужасном виде, но веруй, она служит только преселением от времени в вечность, а время Господь положил во Своей власти преп. Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном — о приготовлении себя к смерти преп. Это всем нам известно, что каждому из нас должно умереть, но когда, Единому Богу известно.

И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть.

Петра Дамаскина, спасение совершается между страхом и надеждой. *** Гордыня и смирение: . Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к.

Так, но не всякое душевное смятение есть страх. Страх перед демонами отличается смятенностью души, потому что демоны сами находятся в постоянном и внешнем, и внутреннем волнении. Бог же, напротив, бесстрашен, поэтому и внушаемый Им страх не вносит в души никакой растерянности, никакого беспорядка, смуты и замешательства. Страх смерти представляет собой один из видов индуцированного страха, так как ни один человек не имеет подлинного опыта смерти.

Тем более что мне нужно обосновать кличку, которую я дал Трусливой Львице. Львицу мучили и тревога и страх. Тревога и страх эмоции родственные. Если долго существуют, становятся чертами Святые против мошенников Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим себе общество, несколько отличающееся от того, в котором мы живем: А теперь представьте, что мы можем разделить О боли и страхе Когда вы работаете с человеком, испытывающим физическую, хроническую или какой-либо другую боль, то в этом состоянии можно различать много элементов и компонентов, и их нужно отделять друг от друга, чтобы справиться с болью эффективно.

Боль чаще всего 3 О незаурядности и страхе.

Оптинские старцы о гордости, тщеславии и самолюбии

Ярость Адские мучения Слыша о муках вечных, не смущайтесь вы, ибо они весьма благодетельны для человека; когда бы их вовсе не было, тогда еще хуже и грешнее были бы мы. Ибо как отцы и матери удерживают детей от резвости прутом, так и Бог посредством адских мучений удерживает людей от злодеяний преп. Если бы все скорби, болезни и несчастия со всего света собрать в одну душу и свесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее, ибо геенны огненной и сам сатана страшится. Но нам немощным здешние муки весьма невыносимы, ибо дух наш иногда и бодр, а плоть всегда немощна преп.

Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них.

причины страха, как помогает человеку страх Божий. Как связаны тщеславие и гордыня Кто-то несправедлив к вам · Что чём корни страха Причины иррационального страха Старец Паисий Святогорец ( ).

Мы должны набрать хотя бы проходной балл. Обычно самые большие искушения - мгновенные. Если мы в момент их возникновения избегаем их, то фаланга демонов убегает и мы спасаемся из рук врагов. Как одна маленькая дырочка в банке с консервами может ее испортить, потому что пропускает воздух, так и один-единственный гордый помысл, проникая в голову человека, заставляет его высоко думать о себе, и все его добродетели становятся негодными. Добродетель не скроешь, как бы кто этого ни хотел, как солнце не закроешь решетом, ибо сквозь отверстия проникает много лучей.

Каждый человек - либо зеркало, либо крышка от консервной банки: Наше духовное преуспеяние, как и спасение, зависит от нас. Никто другой спасти нас не может.

Святые отцы о страхе

В это время зашла одна прихожанка за благословением. Старец попросил её что-то сделать, а она ответила, что сейчас -- не может, а потом посмотрит. Если -- не исполняете Заповедей Божиих, тогда -- не беспокойте Бога многими молитвами, -- не услышит Он, и ваша молитва будет вам -- во Грех. Добрые дела -- открывают двери Рая. Смирение -- введёт туда, а любовь покажет Бога. Как-то к старцу пришёл молодой человек.

Мудрые поучения старца -- схиамандрита Ианникия. О прощении -- грехов. Кто со страхом и благоговением подходит -- к Божественным то УТРАЧИВАЕТ её вскоре и ПАДАЕТ от высокоумия и гордыни.

О гордости и смирении. Старец Кирилл Павлов Среда, 12 Июня г. Есть, дорогие братия и сестры, такой порок, в котором никто из нас не хочет сознаться, но который, однако же, все мы в большей или меньшей степени имеем: Но, чем менее примечаем мы его в себе, тем большая нужна с нашей стороны против него бдительность Предметы, которые наиболее возбуждают и поддерживают нашу гордость,- это богатство, красота и крепость телесная, слава и мудрость и, наконец, жизнь добродетельная.

Поэтому один гордится своим богатством и положением, другой - своей физической силой и красотой, третий - своим умом, отличиями, заслугами или своими добродетелями, гражданскими или христианскими. Гордый услаждается мыслью, что все это - его собственность, и тем более надмевается и превозносится, чем тверже в нем такое убеждение.

Но убеждение это, без сомнения, ложное и неправильное.

Святые отцы о гордыни

В молодости был приказчиком по торговым делам. В году поступил в Оптину пустынь, где в 33 года пострижен в монашество с именем Леонид, и после рукоположен в священство. Промыслом Божиим монашеский путь проходил в различных обителях. В году, вернувшись в Оптину, принимает великую схиму, становится духовным руководителем, старцем, фактически полагает начало духовного руководства в обители.

Вообще, можно сказать заслуга преподобного Льва заключалась в том, что он вывел старчество из монастырских стен ранее старцы окормляли почти исключительно монастырских насельников и распространил его на внешний мир.

Старец: Знай, брат Иоанн, что гордыня — это начало, корень и источник . их вдруг начинает учащенно биться от страха перед Богом беспричинно и.

В чем причины страха фобии и как с ними бороться православному человеку?? О страхе, его видах и причинах очень хорошо сказал Преподобный Исаак Сирин - один из величайших именно психологов православия, досконально расписавший в своём труде"Слова подвижнические" все те трансформации сознания верующего на духовном пути. Вот что он писал о страхе: Как скорости колебания весов в ветреную бурю препятствует тяжесть взвешиваемого, так колебанию ума препятствуют стыд и страх.

А по мере недостатка страха и стыда уму дается побуждение непрестанно кружиться, и тогда, по мере удаления из души страха, коромысло ума, как свободное, влается туда и сюда. Но как коромыслу весов, если чаши их обременены очень тяжелым грузом, нелегко прийти уже в колебание от дуновения ветра, так и ум, под бременем страха Божия и стыда, с трудом совращается тем, что приводит его в колебание. А в какой мере оскудевает в уме страх, в такой же начинают преобладать им превратность и изменчивость.

Умудрись же в основание шествия своего полагать страх Божий, и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия. Исаак Сирин Слова подвижнические Слово 1 Об отречении от мира Страх за тело бывает в людях столько силен, что вследствие оного нередко остаются они неспособными совершить что-либо достославное и досточестное. И когда на страх за тело приникнет страх за душу, тогда страх телесный изнемогает пред страхом душевным, как воск от силы пожигающего огня.

Исаак Сирин Слова подвижнические Слово 2 О благодарности Богу Человеческой природе, чтобы хранить пределы послушания Богу, потребен страх.

Ефрем Сирин, прп. О борьбе с гордостью

Наставления мирянам старца Алексия, иеросхимонаха Зосимовой Пустыни Беседы О Святом Причащении батюшка говорил так: Больной, причастившись Святых Тайн, говорит: Эти плоды действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем?

Отец Ферапонт — персонаж романа «Братья Карамазовы» русского писателя XIX века Одновременно с этим он неистово завидует славе старца Зосимы и мракобесом, одержимым страхом перед всюду ему чудящимися чертями. Презрение к игумену и прочим монахам, а также гордыня Ферапонта.

Скончался в г. Эта работа была опубликована на эл. Часть 1 - отличительные свойства гордыни; Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь; Как распознать в себе гордость? Часть 1 - отличительные свойства гордыни Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем м слове говорит: Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.

Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: Симптомы тщеславия, этого начального греха: Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых - воздержанными, и т. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь:

Паисий Святогорец - Эгоизм всегда приносит печаль и страх